УСТАВ УНИВЕРСИТЕТА

Общие вопросы

1. Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева (в дальнейшем именуемый университет)
- государственное высшее учебное заведение, центр развития образования, науки и культуры Мордовии
- осуществляет свою учебную и научно-исследовательскую деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".
Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. № 597, другими законодательными актами и настоящим Уставом.

2. Университет организован постановлением Совета Министров СССР от 19 сентября 1957 г. № 1121 (приказ Министра высшего образования СССР от 2 октября 1957 г. № 1019). Постановлением Совета Министров РСФСР от 7 мая 1970 г. № 286 Мордовскому государственному университету присвоеноимя Н. П. Огарева (приказ Министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 12 мая 1970 г. № 284). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 января 1982 г. № 6349Х университет награжден орденом Дружбы народов (приказ Министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 14 января 1982 г. № 23).
3. Полное наименование университета: Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева; сокращенное наименование: МГУ им. Н. П. Огарева.
Организационно-правовая форма - государственное образовательное учреждение. Тип учреждения - образовательное учреждение высшего профессионального образования. Университет находится в ведении Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуза России), который выполняет функции учредителя. Университет является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием, самостоятельный баланс.

Юридический адрес университета:

430000, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68.
4. В соответствии с постановлением Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политику Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. №109 университет считается лицензированным на право ведения образовательной деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов. В соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 29 апреля1993 г. № 2 университет считается имеющим государственную аккредитацию по указанным в приложении № 1 специальностям, открытым в университете в установленном порядке.
5. Основными задачами университета являются:
- удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности;
- удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации;
- организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научнотехнических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования;
- переподготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов;
- накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
- разработка концепции и осуществление преемственной связи в развитии и совершенствовании региональной системы образования;
- распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, содействие процессу развития и взаимного обогащения культур народов Мордовии и России.
6. Университет как единый учебно-научно-производственный комплекс имеет в своем составе:
- структурные подразделения (филиалы, факультеты, кафедры, научно-исследовательские, учебно-вспомогательные, административно-управленческие и другие подразделения), которым университет согласно статье 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" может предоставить право осуществлять по его доверенности полностью или частично правомочия юридического лица и иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных учреждениях;
- государственные предприятия, учреждения и организации в составе или при университете, имеющие статус юридического лица, созданные Госкомвузом России (приложение № 2). Основанием вхождения в единый учебно-научно-производственный юомплекс указанных предприятий, учреждений и организаций служит наличие в Уставе университета и в уставах предприятий, учреждений и организаций следующих положений:
- данное предприятие, учреждение или организация входит в состав единого учебнонаучнопроизводственного комплекса и непосредственно участвует в образовательном и научном процессах или обеспечивает их;
- взаимоотношения между университетом и предприятием, учреждением, организацией строятся на основе договоров о совместной учебно-научно-производственной деятельности;
- предприятия, учреждения и организации участвуют в формировании централизованных фондов, создаваемых в университете;
- решения ученого совета и руководства университета по вопросам образовательной деятельности обязательны для исполнения всеми структурами, входящими в единый учебно-научно-производственный комплекс.
7. Университет вправе выступать в качестве учредителя или участвовать в уставных фондах предприятий, учреждений, организаций других организационно-правовых форм (акционерные общества, товарищества, совместные и другое негосударственные предприятия, учреждения и организации), используя для этого имущество, денежные средства и иные объекты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются его собственностью.
8. Создание своих структурных подразделений (кроме филиалов) университет осуществляет самостоятельно с последующим уведомлением Госкомвуза России и внесением в установленном порядке изменений в Устав университета. Структурные подразделения осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утверждаемыми ректором университета.

Прием в университет и организация учебного процесса

9. Прием в университет регулируется Правилами, разрабатываемыми на основе Закона Российской Федерации "Об образовании", Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации и утверждаемыми ученым советом университета.
10. Университет самостоятельно устанавливает величину и структуру приема в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности. Величина и структура приема студентов на обучение за счет средств соответствующих бюджетов определяются университетом в рамках заданий (контрольных цифр), устанавливаемых Госкомвузом России.
11. Открытие новых специальностей и направлений подготовки осуществляется в установленном порядке по согласованию с Госкомвузом России.
12. Обучение в университете осуществляется по образовательным профессиональным программам разного уровня согласно требованиям соответствующих государственных образовательных стандартов. Конкретизация содержания образования и организация учебного процесса определяются учебными планами, утвержденными ректором (проректором по учебной работе) по представлению ученых советов факультетов.
13. Обучение студентов университета осуществляется на русском и мордовских языках (с учетом национального состава, специальности и желания обучающихся).
14. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану специальности.
15. Для всех видов занятий на дневной форме обучения (кроме практики) академический час устанавливается продолжительностью 45 минут, на вечерней и заочной - 40 минут.
16. Учебная нагрузка студента обязательными занятими определяется учебными планами и составляет до 36 часов в неделю по дневной форме обучения, до 16 - по вечерней.
17. Для студентов дневной, вечерней форм обучения устанавливаются 2 раза в год каникулы общей продолжительностью 7 - 10 недель. Время каникул определяется учебными планами.
18. Учебный год на заочной форме обучения состоит из лабораторно-экзаменационных сессий, времени самостоятельной работы и каникул. Сроки и продолжительность лабораторно-экзаменационных сессий в пределах, установленных действующим законодательством, определяются советами факультетов. Студенты заочного отделения имеют право на сдачу экзаменов и зачетов по мере готовности независимо от других занятий в пределах учебного года. Каникулы студентов-заочников устанавливаются один раз в год продолжительностью 7 - 10 недель.
19. Знания, умения и навыки студентов определяются оценками: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.
Отличная оценка может быть выставлена по результатам текущего контроля учебы студента. По результатам текущего контроля или итогового собеседования выставляются качественные оценки "зачтено", "незачтено".
20. Студенты, не аттестованные по дисциплинам учебного плана текущего учебного года, включая все виды учебных и производственных практик, на следующий курс не переводятся и отчисляются.
21. Студенты, выполнившие все требования учебного плана, допускаются к итоговой государственной аттестации, по результатам которой решается вопрос о присвоении выпускнику соответствующей квалификации и выдается диплом о высшем образовании государственного образца.
Перечень изученных дисциплин приводится в приложении к диплому.
Квалификация специалиста указывается в дипломе с необходимой степенью конкретизации, отражающей профессиональную сферу деятельности.
22. Студентам, сдавшим экзамены с оценкой "отлично" не менее чем по 75 % всех дисциплин учебного плана, а по остальным дисциплинам с оценкой "хорошо" и прошедшим итоговую государственную аттестацию с оценкой "отлично", выдается диплом с отличием.
23. Университет осуществляет дополнительный прием студентов с полным возмещением затрат на их обучение по договорам с юридическими и физическими лицами.
24. Университет оказывает платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным программам, преподавание спецкурсов и циклов дисциплин, углубленное изучение предметов и т. д.) за рамками соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов. Порядок предоставления дополнительных образовательных услуг определяется ректором по представлению соответствующих подразделений.

Управление университетом. Ученый совет университета и его полномочия.

25. Общее руководство университетом осуществляет выборный представительный орган - ученый совет. Порядок избрания ученого совета утверждается конференцией преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся.
Состав ученого совета избирается сроком на 5 лет в количестве до 60 человек.
Председателем ученого совета является ректор.
26. В состав ученого совета университета входят:
- ректор - по должности;
- проректоры; директора филиалов и учебных институтов; главный бухгалтер; ученый секретарь; деканы; председатель совета молодых ученых; председатель студсовета; директор Регионального учебного округа; представители профессорско-преподавательского и научного состава из числа ведущих профессоров, доцентов, научных работников университета; представители внешних организаций, деятельноость которых связана с работой вуза, - избираемые общеуниверситетской конференцией преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся по представлению ректора (представители данной категории выводятся из состава ученого совета его решением по представлению ректора, вакантные места замещаются путем выборов на ученом совете по представлению ректора);
- представители профессорско - преподавательского и научного персонала, избираемые на их общих собраниях в соответствии с нормами представительства, утверждаемыми общеуниверситетской конференцией (при выбытии (отзыве) членов ученого совета данной категории до окончания срока действия полномочий совета пополнение его до установленной численности производится в том же порядке, что и при формировании его состава).
27. Сформированный состав ученого совета, его изменения и дополнения объявляются приказом ректора. Выписки из протоколов конференций и собраний являются основанием для издания приказа о составе ученого совета.
28. Досрочный отзыв членов ученого совета осуществляется по требованию не менее 2/3 членов коллективов, избравших их.
29. Досрочные перевыборы ученого совета университета проводятся:
- по инициативе не менее половины его членов;
- по требованию общего собрания (конференции) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся, если за решение проголосовало не менее 50 % участников (делегатов).
30. Ученый совет университета:
- вносит изменения и дополнения в Устав университета;
- периодически рассматривает отчеты об учебной, научно-методической, научно-исследовательской и культурно-воспитательной работе институтов, факультетов, деятельности структурных подразделений, а также предприятий, учреждений, организаций, состоящих при университете;
- решает вопросы открытия (закрытия) институтов, факультетов, кафедр и изменения их наименований;
- утверждает перечень специализаций:
- регулирует планирование и стимулирование учебной работы, выполняемой профессорскопреподавательским составом;
- утверждает основные направления научно-исследовательских работ и распределяет финансовые и трудовые ресурсы на их проведение;
- на основании оценки эффективности научно-организационной деятельности научных подразделений принимает решение о целесообразности их развития или ликвидации;
- обсуждает планы и отчеты о научно-исследовательской работе, по подготовке научных кадров и повышению квалификации профессорско-преподавательского состава, руководителей и специалистов народного хозяйства;
- ежегодно избирает общеуниверситетскую аттестационную комиссию;
- проводит конкурсные отборы по замещению заведующих кафедрами и профессоров;
- рассматривает вопросы о представлении к присвоению ученых званий в установленном порядке;
- рекомендует кандидатуры в докторантуру, на замещение должностей старших и младших научных сотрудников из числа преподавателей - кандидатов наук, работающих над докторскими диссертациями, и ежегодно рассматривает их научные отчеты;
- дает рекомендации выпускникам университета для поступления в аспирантуру, клиническую ординатуру и стажерами-исследователями;
- утверждает темы докторских и кандидатских диссертаций в установленном порядке;
- привлекает в отдельных случаях к научному руководству подготовкой аспирантов кандидатов наук соответствующей специальности;
- рассматривает вопросы по предоставлению творческих отпусков;
- рекомендует студентов и аспирантов, достигших выдающихся успехов в учебе и научных исследованиях, на назначение стипендий Президента Российской Федерации;
- рекомендует кандидатов на получение именных и персональных стипендий;
- принимает решение о присуждении Огаревских премий в установленном порядке;
- рекомендует научно-исследовательские работы преподавателей и сотрудников для участия в конкурсах, проводимых Госкомвузом России;
- имеет право представлять кандидатуры и поддерживать ходатайства других вузов для избрания в АН России и отраслевые академии, к присвоению почетного звания заслуженного деятеля науки, культуры и т. д.;
- рассматривает годовые и перспективные планы развития университета и итоги финансово-хозяйственной деятельности;
- принимает решения по вопросам финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с действующим законодательством;
- заслушивает ректора по итогам деятельности ректората;
- рассматривает другие вопросы, связанные с деятельностью университета.
31. Работа ученого совета проводится по плану, разрабатываемому на учебный год. План работы утверждается ректором после рассмотрения его ученым советом.
32. Заседание ученого совета считается правомочным, если в его работе принимает участие не менее 2/3 его состава, избранного в установленном порядке и объявленного приказом ректора. При утверждении изменений и дополнений к Уставу университета, касающихся решения социальных вопросов, к работе ученого совета привлекаются представители всех категорий работников и обучающихся (50 % от состава ученого совета). Нормы представительства определяются ученым советом.
33. Решения ученого совета по всем вопросам учебной и научной работы принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, а при проведении конкурсных отборов по замещению должностей профессорско-преподавательского состава, выборах аттестационной комиссии, представлении кприсвоению ученых званий - тайным голосованием в установленном порядке. При внесении изменений и дополнений в Устав университета решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 членов ученого совета; если изменения касаются решения социальных вопросов - не менее 2/3 расширенного ученого совета. Решение ученого совета вступает в силу после его подписания ректором - председателем ученого совета.
34. Заседания ученого совета оформляются протоколами, подписываемыми его председателем и ученым секретарем. Председатель ученого совета организует систематическую проверку исполнения решений совета и информирует об этом его членов.

Ректор и его полномочия

35. Непосредственное управление деятельностью университета осуществляет ректор. При наличии вакансии ректор избирается на конкурсной основе на расширенном ученом совете университета с последующим утверждением Госкомвузом России.
Ректор организует работу ученого совета, ректората, учебных, научно-исследовательских и других подразделений университета и осуществляет контроль за их деятельностью.
Ректор несет полную ответственность за результаты работы университета. Он действует от имени университета, представляет его во всех организациях, учреждениях, предприятиях (в том числе зарубежных и международных), распоряжается имуществом университета, заключает договоры, выдает доверенности на осуществление правомочий юридического лица, открывает в банковских учреждениях счета университета.
Ректор назначает и освобождает от должности проректоров, главного бухгалтера, руководителей структурных подразделений (включая директоров учебных институтов), осуществляет прием на работу и увольнение работников университета (заключает и расторгает контракты); премирует и поощряет сотрудников в соответствии с действующим законодательством.
В пределах своих полномочий ректор издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся.

Проректоры

36. Непосредственное управление различными видами деятельности университета осуществляют проректоры, назначаемые ректором на контрактной основе.
Конкретные обязанности и ответственность проректоров определяются ректором.
В пределах своей компетенции проректоры издают приказы и дают указания, обязательные для работников вверенных им подразделений.
Проректоры регулярно отчитываются о своей деятельности перед ученым советом университета.

Ученый совет факультета (института)

37. Основными учебно-научными структурными подразделениями университета являются институты и факультеты, порядок создания и деятельности которых определяется соответствующими положениями. Они несут ответственность за реализацию образовательнопрофессиональных программ и соответствие уровня подготовки специалистов Государственному образовательному стандарту.
38. Общее руководство факультетом (институтом) осуществляет его ученый совет, который организуется при декане (директоре) и под его председательством для рассмотрения основных вопросов деятельности факультета (института). Порядок избрания ученого совета утверждается конференцией преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся.
39. Ученый совет факультета:
- рассматривает и вносит на утверждение ректору (проректору по учебной работе) перспективные и рабочие учебные планы подготовки специалистов;
- утверждает программы дисциплин, решает вопросы организации учебного процесса;
- рассматривает отчеты о научно-методической и научно-исследовательской работе кафедр;
- обсуждает планы научно-исследовательской и воспитательной работы и планы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава факультета;
- подводит итоги производственной работы, учебной и производственной практик студентов факультета;
- рассматривает вопросы сотрудничества с базовыми учебными заведениями, предприятиями и учреждениями;
- проводит конкурсный отбор по замещению должностей профессорско-преподавательского состава (ассистента, преподавателя, старшего преподавателя, доцента) в установленном порядке;
- рассматривает дела соискателей ученых званий профессоров, доцентов в установленном порядке;
- обсуждает кандидатуры на замещение должностей младших и старших научных сотрудников преподавателями - кандидатами наук, работающими над докторскими диссертациями;
- обсуждает кандидатуры на зачисление в докторантуру, а также в аспирантуру, ординатуру, стажерами-исследователями из числа выпускников данного факультета;
- рассматривает вопросы прикрепления соискателей к аспирантуре для подготовки и защиты кандидатских диссертаций;
- осуществляет контроль над работой аспирантов и систематически заслушивает отчеты научных руководителей, заведующих кафедрами об эффективности их работы по подготовке аспирантов;
- обсуждает темы докторских и кандидатских диссертаций и представляет для утверждения ученому совету, университета;
- утверждает индивидуальные планы аспирантов и ежегодно рассматривает материалы об их аттестации;
- рассматривает индивидуальные планы докторантов;
- обсуждает состояние и меры по дальнейшему улучшению научно-исследовательской работы студентов факультета;
- обсуждает проекты планов повышения квалификации специалистов с высшим образованием соответственно профилю факультета;
- ежегодно избирает тайным голосованием аттестационную комиссию факультета;
- рассматривает другие вопросы, связанные с деятельностью факультета.
Полномочия ученого совета института определяются положением о соответствующем институте в зависимости от его правового статуса (наличия или отсутствия правомочий юридического лица).
40. Решения ученого совета по всем вопросам учебной и научной работы факультета (института) принимаются открытым голосованием простым большинством голосов, при проведении конкурсных отборов по замещению должностей профессорско-преподавательского состава, выборах аттестационной комиссии, а в необходимых случаях и при обсуждении вопросов о представлении к утверждению в ученых званиях -тайным голосованием в установленном порядке.
41. Заседание ученого совета считается правомочным, если в его работе принимает участие не менее 2/3 его состава, избранного в установленном порядке. Заседание ученого совета оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем совета.
Председатель ученого совета факультета (института) организует систематическую проверку исполнения решений совета и информирует об этом его членов.
42. Выборы декана (директора), а также его досрочное освобождение осуществляются расширенным ученым советом факультета (института).

Декан факультета (директор института)

43. Факультет возглавляет декан (институт возглавляет директор), избираемый из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание.
Выборы декана факультета (директора института) проводятся на заседании расширенного ученого совета факультета (института) тайным голосованием сроком на 5 лет в соответствии с Положением о порядке выборов деканов факультетов (директоров институтов). В необходимых случаях (отсутствие ученого совета на факультете и др.) ректор имеет право вынести вопрос о выборах декана на заседание ученого совета университета, в состав которого включаются представители соответствующего факультета. Нормы представительства определяет ученый совет университета.
44. В пределах своей компетенции декан издает распоряжения и указания, обязательные для всех студентов и сотрудников факультета. Декан несет полную ответственность за результаты работы факультета.

Декан факультета:
- непосредственно руководит учебной, воспитательной и научной работой на факультете;
- организует выполнение учебных планов и программ всех форм обучения;
- организует контроль за самостоятельной работой студентов, а также проведением экзаменов и зачетов;
- возглавляет стипендиальную комиссию факультета;
- обеспечивает работу по подготовке и повышению квалификации научно-педагогических кадров;
- осуществляет общее руководство подготовкой учебников, учебных и методических пособий по предметам кафедр, входящих в состав факультета;
- организует и проводит межкафедральные совещания, научные и научно-методические совещания и конференции;
- организует работу и осуществляет контроль за научно-методическим сотрудничеством кафедр и других подразделений факультета с базовыми учебными заведениями, предприятиями и организациями;
- осуществляет общее руководство научной работой студентов, проводимой на кафедрах, в научных кружках и научных обществах;
- ведет совместно с заведующими кафедрами подбор кадров профессорско-преподавательского, научного и учебно-вспомогательного персонала;
- представляет ректору кандидатов на назначение заместителями декана и распределяет между ними обязанности;
- ежегодно отчитывается о своей деятельности перед ученым советом факультета, а в установленных случаях - перед ученым советом университета по основным вопросам учебно-воспитательной, научно-исследовательской, научно-методической и других видов деятельности факультета. Полномочия директора института определяются положением о соответствующем институте в зависимости от его правового статуса (наличия или отсутствия правомочий юридического лица).

Кафедра

45. Основной учебно-научной структурной единицей университета является кафедра, главная задача которой - организация и осуществление на высоком уровне учебной и научно-методической работы по одной или нескольким родственным дисциплинам, воспитательной работы среди студентов, научных исследований по профилю кафедры, подготовки научно-педагогических кадров и повышения их квалификации.

46. Руководство деятельностью кафедры осуществляет заведующий, должность которого замещается в установленном порядке. Заведующий кафедрой несет полную ответственность зарезультаты работы кафедры.

Заведующий кафедрой:
- организует учебный процесс, научно-исследовательскую, методическую, воспитательную работу и осуществляет контрольза качеством их выполнения;
- утверждает планы кафедры, индивидуальные планы работы преподавателей;
- организует научно-методическое сотрудничество с базовыми учебными заведениями, предприятиями и организациями по профилю работы факультета и кафедры;
- осуществляет распределение педагогической нагрузки и функциональных обязанностей между работниками кафедры и контролирует своевременность и качество их выполнения;
- представляет руководству факультета и университета предложения по приему на работу, увольнению и перемещению работников кафедры, их моральному и материальному поощрению, а также мерам дисциплинарного воздействия;
- ежегодно отчитывается по итогам своей деятельности перед коллективом кафедры.

Общественные организации университета

47. В университете могут создаваться профсоюзная и другие общественные организации, деятельность которых регулируется их уставами и законодательством Российской Федерации.
Создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций в университете не допускаются.

48. Студенческие научные общества:
- организуют совместно с кафедрами студенческие научные кружки, конструкторские, технологические и проектные бюро, используют другие формы и методы организации и проведения научной работы студентов;
- проводят активную работу по привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности;
- представляют лучшие научные работы студентов на конкурсы и выставки;
- пропагандируют научные знания среди студентов и населения.
 
49. В целях развития студенческого самоуправления в университете создаются студенческие советы, действующие на основании Положения о студенческих советах Мордовского университета.
 
50. В университете организуются студенческие клубы, коллективы художественной самодеятельности, спортивные и другие добровольные общества для проведения культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы среди студентов и работников университета.

Права и обязанности студентов, слушателей, преподавателей и других работников университета

51. Студентом университета является лицо, зачисленное на обучение приказом ректора. Студенту выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.

52. Студенты очной формы обучения получают государственную стипендию или стипендию предприятий, учреждений, организаций. Руководствуясь действующим законодательством, университет самостоятельно определяет порядок назначения государственных стипендий по установленным показателям успеваемости в зависимости от выделенных на эти цели средств, но не ниже установленного минимума.
Нуждающимся иногородним студентам предоставляется общежитие в установленном порядке.
53. Студенты университета имеют право:
- на получение образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом;
- определять совместно с деканатом и кафедрами набор дисциплин по специальности в пределах, установленных учебным планом;
- посещать все виды учебных занятий в университете, а посогласованию между руководителями - и в других высших учебных заведениях, ставить вопрос о замене преподавателей, не обеспечивающих качественное проведение учебных занятий;
- обучаться по индивидуальному плану; порядок перевода на индивидуальный план определяется Положением, утвержденным ученым советом университета;
- участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности университета, в том числе через общественные организации и органы управления университета;
- в пределах выполнения учебного плана бесплатно пользоваться библиотеками, информационным фондом, кабинетами, лабораториями, спортивными сооружениями и т. п.;
- принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять к публикации свои работы, в том числе в изданиях университета;
- на свободу выражения собственных взглядов и убеждений, не ущемляющих аналогичное право других и не унижающих человеческое достоинство;
- на защиту своей чести и достоинства;
- обжаловать приказы и распоряжения администрации университета в порядке, установленном законодательством Российсской Федерации.
Студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм.
54. Студенты университета обязаны:
- глубоко овладевать теоретическими знаниями, современными методами исследований по избранной специальности, умениями самостоятельно и творчески пополнять свои знания;
- выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных соответствующими учебными планами и программами обучения;
- соблюдать Устав и правила внутреннего распорядка университета, бережно относиться к духовным и материальным ценностям университета и его подразделений;
- следовать общепринятым нравственным и этическим нормам.
55. За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе для студентов устанавливаются различные формы морального и материального поощрения. Выбор форм материального поощрения осуществляется по представлению студсоветов в пределах имеющихся средств.
56. За невыполнение учебных планов, нарушение предусмотренных Уставом университета обязанностей, правил внутреннего распорядка к студентам могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до исключения.
Порядок отчисления и восстановления студентов регулируется Положением о порядке перевода, отчисления и восстановления студентов Мордовского госуниверситета (приложение № 3).
57. Университет информирует студентов о положении в сфере занятости, содействует им в заключении договоров (контрактов) с предприятиями, учреждениями и организациями о трудоустройстве.
58. Слушателями университета являются лица, обучающиеся на факультетах повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также получающие параллельно второе профессиональное образование и являющиеся студентами другого высшего учебного заведения.
Правовое положение слушателей в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента той или иной формы обучения.
59. В университете предусматриваются, должности преподавательского, научного, инженерно-технического, административного, производственного и другого персонала.
Все вакантные должности в соответствии с Законом Россииской Федерации "Об образовании" и законодательством о труде замещаются по контракту. Контракт заключается в письменной форме в 2 экземплярах, которые хранятся у каждой из сторон, подписываются ректором и работником, принимаемым на работу в университет. Контракт является основанием для издания приказа о приеме на работу со дня, установленного соглашением сторон.
Для преподавательского и научного состава перед заключением контракта проводится конкурсный отбор претендентов.
Порядок проведения конкурсов и заключения контрактов с преподавателями определяется Положением о порядке замещения должностей преподавательского состава государственных вузов Российской Федерации, утвержденным Госкомвузом России.
60. Права и обязанности работников университета определяются законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом, правилами внутреннего распорядка университета, контрактами, должностными инструкциями, коллективным договором.
61. Все работники университета имеют право:
- на обеспечение своей профессиональной деятельности (в том числе на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранности жизни и здоровья);
- на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности университета, в том числе через общественные организации и органы управления университета (общие собрания, конференции);
- на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, не ущемляющих аналогичное право других и не унижающих человеческое достоинство;
- на защиту своей профессиональной чести и достоинства;
- на юридическое закрепление авторства на объекты промышленной и интеллектуальной собственности;
- для осуществления своих трудовых функций ,на бесплатное пользование услугами вычислительных центров, учебных, научных подразделений университета, его информационными фондами; на пользование услугами социально-бытовых, лечебных подразделений, спортивно-оздоровительных баз;
- на обжалование приказов и распоряжений администрации университета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
62. Преподаватели и научные сотрудники имеют право выбирать методы и средства обучения, проведения научных исследований, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного и научного процессов.
63. Преподаватели университета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на нормированный шестичасовой рабочий день, сокращенную 36-часовую рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск.
Через каждые 10 лет непрерывной работы на преподавательских должностях в университете по представлению кафедры и деканата приказом ректора преподавателям предоставляется отпуск продолжительностью до одного года. Порядок оплаты отпуска (с сохранением среднего заработка, с частичной оплатой или без оплаты) определяется ректором; источником оплаты являются собственные средства университета.
64. Педагогическим работникам университета с целью содействия их обеспечению литературой и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 10 процентов должностного оклада (заработной платы).
65. Учебная нагрузка для лиц профессорско-преподавательского состава ежегодно устанавливается ученым советом уннкерситета и нс может превышать 900 часов в учебном году (в пределах должностного оклада).
66. Увольнение преподавателей, связанное с сокращением штатов, по инициативе администрации допускается только после окончания учебного года.
67. Преподаватели и научные сотрудники университета обязаны:
- обеспечивать высокую эффективность педагогического процесса, развивать у студентов самостоятельность, инициативу, творческие способности;
- организовывать и руководить научноисследовательской работой студентов;
- уважать права и личное достоинство будущих специалистов, проявлять заботу об их культурном развитии;
- постоянно повышать свой научнотеоретический уровень, совершенствовать практический опыт, профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство, не менее одного раза в пять лет проходить различные формы повышения квалификации;
- соблюдать Устав и правила внутреннего распорядка университета, бережно относиться к духовным и материальным ценностям университета и его подразделений;
- следовать общепринятым нравственным и этическим нормам,
68. Правила внутреннего распорядка университета разрабатываются администрацией университета и по согласованию с профсоюзным комитетом представляются на утверждение конференции п.рсподавателей, научных сотрудников, представителей других категорий работников и обучающихся.
Иные локальные нормативные, акты, регламентирующие работу, учебу, проживание в общежитии, досуг работников и обучающихся, утверждаются ученым советом университета.
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации
педагогических, научных и других кадров

69. Университет осуществляет в установленном порядке подготовку научнопедагогических кадров путем:
- обучения в клинической ординатуре;
- обучения в очной и заочной аспирантуре;
- обучения в докторантуре;
- прикрепления соискателей ученых степеней;
- предоставления творческих отпусков;
- перевода преподавателей на научные должности для подготовки докторских диссертаций.
70. Правила приема в аспирантуру и докторантуру, права и обязанности аспирантов и докторантов регламентируются Положением о подготовке научнопедагогических и научных кадров, утвержденным Госкомвузом России.
71. Решением ученого совета университета может быть установлена ежемесячная надбавка к базовой стипендии аспирантов и докторантов.
72. Для завершения работы над диссертациями научно-педагогическим работникам университета могут быть предоставлены творческие отпуска с сохранением заработной платы по основной штатной должности сроком до 3 месяцев (при написании кандидатской диссертации) и до 6 месяцев (при написании докторской диссертации).
Творческие отпуска с сохранением заработной платы сроком до 3 месяцев могут также предоставляться для написания учебников и учебных пособий.
Решение о предоставлении творческого отпуска выносит ученый совет университета по ходатайству кафедры и ученого совета факультета (института).
73. Для завершения работы над докторскими диссертациями преподаватели, имеющие степень кандидата наук, могут переводиться на должности научных сотрудников сроком до 2 лет.
В научные сотрудники для подготовки докторских диссертаций переводятся преподаватели, имеющие серьезные результаты научных исследований по актуальным народно-хозяйственным или теоретическим вопросам и одобренные ученым советом университета планы диссертационной работы. Возраст их, как правило, не должен превышать 45 лет.
Перевод на должность научного сотрудника производится приказом ректора на основании решения ученого совета университета.
По истечении одного года научный сотрудник представляет ученому совету университета научный отчет, по результатам оценки которого ученый совет принимает решение о продлении срока пребывания в должности научного сотрудника еще на год или о возвращении на преподавательскую работу.
74. Повышение квалификации педагогических, научных и других кадров осуществляется путем:
- переподготовки на спецфакультетах вузов, в институтах и центрах повышения квалификации;
- направления па научную, педагогическую, творческую стажировку в ведущие отечественные и зарубежные научные и производственные организации.
75. Правила приема на факультеты повышения квалификации университета утверждаются ученым советом университета. Наряду с формами повышения квалификации, финансируемыми за счет бюджетных ассигнований, университет осуществляет повышение квалификации и переподготовку специалистов по договорам за счет средств заинтересованных юридических и физических лиц.
Финансово-хозяйственная деятельность университета

76. Университет самостоятельно использует имущество, переданное в его оперативное управление (здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.п.), в том числе для ведения хозяйственной деятельности, сдачи его в аренду без права выкупа и пользования, если это осуществляется не в ущерб его основной деятельности. В аренду другим предприятиям, организациям и учреждениям университет может сдавать закрепленные за ними временно не используемые здания и сооружения, производственные, складские и иные помещения, а также временно не используемые оборудование и транспортные средства.
77. Университету принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
78. За университетом закрепляются и бессрочное бесплатное пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки, которые могут быть сданы в аренду без права выкупа или во временное пользование.
79. Финансирование университета за счет бюджетных средств осуществляется Госкомвузом России в соответствии с государственными заданиями на подготовку специалистов, исходя из законодательно установленного уровня расходов на содержание и развитие вузов.
80. Не использованные в текущем периоде (год, квартал, месяц) денежные средства не изымаются и не засчитываются в объем финансирования последующего периода (в течение года или в следующем году). При этом денежные средства, не использованные в течение года, направляются в фонд материального поощрения, научнотехнического и социального развития.
81. Университет оказывает дополнительные платные образовательные услуги сверх соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов по договорам с предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, в том числе студентам, обучающимся за счет средств бюджетов различного уровня по стандартным программам (на добровольной основе). Платные образовательные услуги оказываются за пределами основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета.
82. Университет пользуется банковским кредитом и несет ответственность за выполнение кредитных договоров и соблюдение расчетной дисциплины; имеет счета в банковских и других кредитных учреждениях для хранения средств и осуществляет все виды расчетных, кредитных и кассовых операций.
83. Университет самостоятельно определяет направление использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств, включая стимулирование работников, и отражает направление использования средств в сметах и штатных расписаниях.
84. Университет применяет систему штатных должностей и должностных окладов для профессорско-преподавательского, учебно-вспомогательного, научно-производственного, обслуживающего и административно-управленческого персонала:
Минимальный размер оплаты труда сотрудников университета устанавливается законодательством Российской Федерации.
Максимальные размеры доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера не ограничиваются. Размеры должностных окладов всех категорий работников определяются штатными расписаниями, утверждаемыми ректором университета. Заработная плата принимаемого по контракту при этом максимальными размерами не ограничивается, но не может быть ниже минимального должностного оклада, установленного по соответствующей должности нормативными актами Российской Федерации.
85. Университет выполняет работы и оказывает услуги предприятиям и гражданам на основе договоров; заказывает выполнение работ и оказание услуг, необходимых ему для осуществления уставной деятельности, в пределах имеющихся на данные цели средств. При этом университет самостоятельно решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением обязательств и иных условий, не противоречащих законодатсльству Российской Федерации и Уставу университета.
86. Университет предоставляет в бесплатное пользование профсоюзным организациям находящиеся на его балансе и арендованные им здания, помещения и сооружения, сады и парки, пионерские лагеря, предназначенные для ведения культурно-просветительной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди студентов, аспирантов, работников университета и членов их семей.
Хозяйственное содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование указанных объектов производятся за счет университета. В случаях, когда этими объектами пользуются работники других предприятий, организаций и учреждений, последние привлекаются к долевому участию в указанных расходах. Университет предоставляет профсоюзным и другим общественным организациям вуза в бесплатное пользование помещения, необходимые для их работы и проведения собраний, обеспечивает оборудование, отопление, освещение, охрану и уборку этих помещений.
Университет может передать безвозмездно со своего баланса на баланс профсоюзных и других общественных организаций культурно-бытовой и спортивный инвентарь, приобретаемый за счет средств, оставляемых в соответствии с действующим законодательством в распоряжении вуза.
87. Неиспользуемые материальные ценности (оборудование, транспортные средства, материалы, топливо и т. д.) реализуются университетом в установленном порядке. Суммы, полученные от реализации материальных ценностей, остаются в распоряжении университета сверх ассигнований, предусмотренных по бюджету, и используются на приобретение оборудования, приборов, аппаратуры, материалов для учебных и научных целей.
88. Университет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может проводить благотворительные мероприятия, аукционы и другие аналогичные акции.
89. Источниками формирования имущества и финансирования деятельности университета являются: - государственный бюджет;
- средства, получаемые за подготовку и переподготовку специалистов;
- средства, получаемые за выполнение хоздоговорных и гос-бюджетных научно-исследовательских работ;
- средства, получаемые от прибылей хозрасчетных подразделений;
- средства, получаемые из централизованного фонда научно-технического и социального развития Госкомвуза России;
- привлеченные средства за счет хозрасчетной деятельности по оказанию платных услуг населению, выполнения социальных и творческих заказов, а также выручки от реализации продукции;
- кредиты банков и иные кредиты;
- добровольные пожертвования и целевые взносы, юридических и физических лиц, в том числе зарубежных, и других источников.
90. Университет вправе осуществлять следующие виды предпринимательской деятельности:
- реализацию и сдачу в аренду основных фондов и. имущества университета;
- торговлю покупными товарами, оборудованием; -оказание посреднических услуг;
- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных), организаций и предприятий;
- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов по ним;
- ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных Уставом университета продукции, работ, услуг и с их реализацией.
Указанные виды деятельности осуществляются соответствую-oщими структурными подразделениями университета в порядке, определяемом ректором.

Научная деятельность

91. Основными задачами научной деятельности университета являются:
- эффективное использование научного потенциала университета для развития народного хозяйства республики;
- достижение коллективами вуза передовых рубежей науки, укрепление научных школ, формирование стабильных высококвалифицированных коллективов ученых;
- создание на базе вуза Центра наукоемкого и малотоннажного производства, отработка новых видов технологий;
- консультирование и обучение персонала организаций .и предприятий в целях эффективного применения новой техники, технологии и материалов;
- объединение научной и учебной деятельности на единой основе, обеспечивающей качественную подготовку специалистов и участие студентов в научной работе.
92. Университет осуществляет фундаментальные, поисковые, методические и прикладные научные исследования в контакте с учреждениями Академии наук, предприятиями и организациями на основе совместных программ (приложение № 6).
Научно-исследовательская деятельность планируется в соответствии с тематическим планом, утверждаемым ученым советом университета.
93. Финансирование исследований, а также научно-производственная деятельность осуществляются за счет средств:
- государственного бюджета, фондов научно-технических программ, предприятий и организаций;
-фонда производственного и социального развития университета;
- других источников.
94. Повышение качества подготовки специалистов на основе ее единства с научным процессом достигается за счет:
- систематического развития и совершенствования содержания, форм, методов учебной работы, целевой интенсивной подготовки специалистов на основе внедрения в учебный процесс результатов выполняемых научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, достижений науки, новой техники, прогрессивных технологий и современных методов управления;
- непосредственного участия студентов в течение всего периода обучения в научноисследовательской и опытно-конструкторской работе, органического включения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учебный процесс, реального курсового и дипломного проектирования, способствующих развитию у студентов творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
- развития и расширения материальнотехнической базы учебного процесса на основе создания учебно-научно-конструкторско-производственных подразделений с использованием новейшего научно-лабораторного оборудования, технических средств, технологий и систем управления)
- привлечения к различным видам учебной, учебно-методической и воспитательной работы научных работников и специалистов вузовских, академических и отраслевых учреждений, организаций и предприятий;
- повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по новейшим направлениям развития науки и техники.

Международная деятельность

95. Университет имеет право осуществлять международные связи в области высшего образования, повышения квалификации специалистов, преподавателей, научной, учебной и иной работы, а также внешнеэкономическую деятельность, с зарубежными учебными заведениями, научными учреждениями, организациями и фирмами в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями и договорами.
96. Обучение, подготовка, повышение квалификации граждан иностранных государств (в том числе проживающих в республиках бывшего СССР) в Мордовском университете, преподавательская, научно-исследовательская работа сотрудников, обучение студентов, стажировка аспирантов университета за рубежом осуществляются на основе международных соглашений, по договоренности Госкомвуза России с органами управления образованием зарубежных стран, а также по договорам (контрактам), заключаемым университетом с зарубежными учебными заведениями, или на основе индивидуальных договоров (контрактов).
97. Порядок приема граждан иностранных государств (в том числе проживающих в республиках СНГ) определяется ученым советом университета, если иное не предусмотрено международными соглашениями.
98. Для повышения качества подготовки специалистов и эффективности научных исследований организуется активное внедрение результатов международных связей в учебный и научный процесс.

Бухгалтерский учет и отчетность университета

99. Университет осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность по установленной форме, представляет в Госкомвуз России и другие организации в установленные ими сроки квартальную и годовую бухгалтерскую и статистическую отчетность.
100. Главными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной, достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности университета, необходимой для оперативного руководства и управления;
- обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с нормами, нормативами и сметами;
- своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов.

101. Должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность за сохранность и эффективность использования закрепленной за ними собственности, за искажение государственной отчетности.

Порядок ликвидации, реорганизации и приостановки деятельности университета

102. Приостановка деятельности университета осуществляется предписанием Госкомвуза России при нарушении университетом законодательства Российской Федерации в области образования и (или) Устава университета до принятия решения судом.
103. Ликвидация и реорганизация (изменение организационно-правовой формы, статуса) университета производится Правительством Российской Федерации.
104. Ликвидация университета в соответствии с п. 4 ст. 34 Закона Российской Федерации "Об образовании" может осуществляться:,
- по инициативе учредителя или совета университета;
- автоматически при невозобновлении в течение 12 месяцев изъятой лицензии;
- по решению судебных органов;
- по решению органа, осуществившего регистрацию университета, в случае невыполнения последним уставных задач.
105. При ликвидации университета денежные средства и иные объекты, принадлежащие ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию обязательств направляются на цели развития образования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Структура учебно-научно-производственного комплекса
Мордовского государственного университета
имени Н. П. Огарева


В состав Мордовского государственного университета как единого учебнонаучно-производственного комплекса входят:
1. Структурные подразделения, не имеющие статуса юридического лица: а) Рузаевский институт машиностроения с кафедрами:
гуманитарных дисциплин,
общенаучных дисциплин,
общетехнических дисциплин,
технологии машиностроения,
металлорежущих станков и инструментов,
автоматизации производственных процессов,
производственного менеджмента. б) Аграрный институт с кафедрами:
анатомии и физиологии животных,
патанатомии,
инфекционных и инвазионных болезней животных,
незаразных болезней и радиологии,
почвоведения, агрохимии и земледелия,
общей зоотехнии,
частной зоотехнии,
растениеводства,
технологии производства и переработки продукции животноводства.
в) Институт электроники и светотехники с кафедрами:
автоматики,
микроэлектроники,
промышленной электроники,
светотехники и источников света,
теоретической и общей электротехники,
электронного машиностроения.
г) Институт физики и химии с кафедрами:
общей физики,
физики твердого теда,
экспериментальной физики,
теоретической физики и астрономии,
радиотехники,
общей и неорганической химии,
органической химии,
аналитической химии,
физической химии.
д) Историко-социологический институт с кафедрами:
новейшей истории народов России,
дореволюционной истории, археологии и этнографии,
истории Отечества,
всеобщей истории,
социальной работы,
регионоведення и политологии.
е) Институт механики и энергетики с кафедрами:
электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства.
технологии металлов и ремонта машин,
сельскохозяйственных машин и производственного обучения,
механизации переработки продукции растениеводства,
механизации производства и переработки продукции животноводства,
эксплуатации машинно-тракторного парка,
энергетического обслуживания производства,
безопасности жизнедеятельности.
ж) Факультеты: математический с кафедрами:
алгебры и геометрии,
дифференциальных уравнений,
математического анализа,
общей математики,
механики и математического моделирования,
систем автоматизированного проектирования,
прикладной математики,
информатики и вычислительной техники;
биологический с кафедрами:
ботаники и физиологии растений,
генетики,
зоологии,
биохимии,
биотехнологии;
медицинский с кафедрами:
нормальной анатомии,
цитологии, гистологии и эмбриологии,
нормальной физиологии,
иммунологии, микробиологии и вирусологии,
фармакологии,
пропедевтики внутренних болезней,
общей гигиены и организации здравоохранения,
факультетской терапии,
госпитальной терапии,
общей хирургии и анестезиологии,
факультетской хирургии,
госпитальной хирургии,
инфекционных болезней, :
педиатрии,
нервных болезней и психиатрии,
акушерства и гинекологии,
онкологии,
основ медицинских знаний и охраны здоровья детей;
филологический с кафедрами:
русского языка,
мокшанскогр языка,
эрзянского языка,
русской и зарубежной литературы,
финно-угорских литератур,
журналистики,
английского языка,
немецкого языка,
романской филологии;
географический с кафедрами:
физической географии,
экономической и социальной географии,
геодезии, картографии и геоинформатики,
экологии и природопользования;
экономический, в составе которого:
отделение агроэкономики с кафедрами:
экономики и управления аграрным производством,
экономики и организации агробизнеса;
кафедры:
экономической теории,
экономики и организации производства,
бухгалтерского учета и аудита,
экономического анализа и отраслевого учета,
менеджмента,
статистики,
математических методов исследований операций в экономике,
финансов и кредита,
информационных систем в экономике;
юридический с кафедрами:
теории и истории государства и права,
государственного и административного права,
гражданского права и процесса,
уголовного права и процесса,
основ российского права;
национальной культуры с кафедрами:
народной музыки,
национальной хореографии,
библиотековедения и библиографии;
строительный с кафедрами:
архитектуры,
строительных конструкций,
строительного производства,
начертательной геометрии и черчения,
прикладной механики,
автомобильных дорог и специальных инженерных сооружений;
з) Общеуниверситетские кафедры:
философии,
этики,
культурологии,
педагогики,
психологии,
социологии,
иностранных языков,
военная,
физической культуры и спорта. и) Региональный межотраслевой центр повышения квалификации
руководящих работников и специалистов народного образования (создан приказомпостановлением Минвуза РСФСР и Совета Министров МАССР от 01.12.88 № 530/8617), в составе которого:
Институт повышения квалификации и подготовки кадров с факультетами:
повышения квалификации преподавателей вузов,
повышения квалификации организаторов народного образования с кафедрой управления системой образования,
экономики и права с кафедрами производственных систем, правоведения, повышения квалификации и переподготовки кадров АПК
докторантура,
аспирантура. к) Административно-управленческие подразделения и отделы:
учебно-методическое управление,
научное управление,
управление бухгалтерского учета и финансового контроля,
планово-финансовое управление,
отдел кадров,
отдел по коммерческим и социальным вопросам,
отдел международных связей,
отдел материальнотехнического снабжения,
эксплуатационнотехнический отдел,
служба главного метролога, включающая отдел метрологии и стандартизации и отдел ремонта средств измерений и ТСО,
патентный отдел
отдел охраны труда и техники безопасности,
отдел капитального строительства,
первый отдел,
второй отдел,
общий отдел,
юридическая служба,
архив,
хозяйственная часть,
штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. л) Научно-исследовательские, учебно-вспомогательные
и другие подразделения, находящиеся на бюджете:
Центр информационного обеспечения, в составе которого:
научная библиотека,
ИВЦ,
Центр новых информационных технологий,
отдел телевидения и радио,
технопарк,
биологическая станция,
учебно-производственные мастерские,
музеи:
археолого-этнографический,
анатомический, биологический,
минералогический, лингвистический,
имени Н. П. Огарева,
истории развития университета,
истории религии и атеизма,
"Человек и свет",
С. Д. Эрьзи,
М. М.Бахтина.
Дом культуры,
студгородок; на специальных средствах:
курсы по подготовке к поступлению в вуз,
ботанический сад,
редакция многотиражной газеты "Мордовский университет",
редакция журнала "Вестник Мордовского университета",
автотранспорт. II. Структурные подразделения, которым университет предоставил правомочия юридического лица: лаборатория "Магнитооптоэлектроника" - создана приказом ректора от 04.01.92 № 1/60; III. Предприятия, учреждения, организации при университете, имеющие статус юридического лица, созданные учредителем университета:
Научно-исследовательский институт комплексного социального и экономического развития регионов Нечерноземной зоны Российской Федерации (НИИ регионологии) - создан постановлением Государственного комитета РСФСР но делам науки и высшей школы от 12.07.91 № 81,
Научно-исследовательский институт обмена веществ и энергии в природе (НИИ "Агрокомплекс") - создан постановлением Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы от 12.07.91 № 81,
Научно-исследовательский институт изучения воздействия оптического излучения на организм человека (НИИ "Человек и свет") - создан постановлением Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы '12.07.91 № 81,
Староакшинская астрономическая обсерватория - создана постановлением Государственного комитета РСФСР по делам "науки и высшей школы от 12.07.91 № 81,
Мордовский республиканский межотраслевой центр науки и образования - создан постановлением Совета Министров МССР и Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы от 26.04/14.05.91 № 132 а/44
Издательство Мордовского университета - создано приказом Государственного комитета по делам науки и высшей школы от 18.12.90 №267,
Ремонтно-строительный участок - создан приказом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР от 12.02.88 №781,
Учебно-опытное сельское хозяйство - создано приказом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР от 04.05.70 № 266; приказом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР от 13.02.89 № 911 переведено на полный хозрасчет и самофинансирование, студенческий комбинат питания "Молодежный" - создан приказом Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации от 08.09.92 № 566.

Положение о порядке перевода, отчисления и восстановления студентов
Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева


1.Перевод студентов
1.1. Перевод студентов на другой факультет, специальность или форму обучения осуществляется на основании заявления студента и оформляется по представлению декана (деканов) приказом ректора (проректора) университета.
1.2. Перевод студентов из университета в другой вуз или из другого вуза в университет производится с согласия ректоров 0обоих вузов.

1.3. Студент, желающий перевестись в другой вуз, подает ректору университета заявление о переводе и, получив письменное согласие на перевод, обращается к ректору интересующего его вуза. После получения запроса на пересылку личного дела ректор университета издает приказ об отчислении с формулировкой "отчислен в связи с переводом в (наименование вуза)" и в трехдневный срок личное дело студента пересылается в адрес вуза, принимающего на обучение студента. При этом в университете остается копия академической справки, учебная карточка студента и опись пересылаемых докумеитов.
1.4. Студент, желающий перевестись в университет из другого вуза, подает ректору университета заявление, к которому прилагается письменное согласие на перевод ректора вуза, где он обучается, а также зачетная книжка или копия учебной карточки.
При положительном решении вопроса о переводе декан устанавливает порядок и сроки ликвидации академической задолженности или расхождений в учебных планах и программах, как правило, до начала учебных занятий на соответствующем курсе: ректор своим приказом допускает студента к занятиям. В вуз, где обучался студент, высылается запрос на пересылку его личного дела. После получения личного дела издается приказ ректора о зачислении в состав студентов университета.
1.5. Заявления студентов о переводе с одной специальности (формы обучения) на другую, а также в другой вуз или из другого вуза в университет рассматриваются не позднее чем в двухнедельный срок. При отказе в переводе указывается его причина.
1.6. Если студент заключил индивидуальный договор с предприятием, учреждением, организацией, то его переводу в другой вуз или на другую специальность (форму обучения) должно предшествовать изменение или расторжение указанного договора.
1.7. Переводы производятся, как правило, в период летних и зимних каникул. 2.

Отчисление студентов


2.1. Студент может быть отчислен из университета:
а) по собственному желанию, в том числе в связи с переподом в другой вуз;
б) по инициативе администрации университета, в том числе:
- за академическую неуспеваемость;
- за нарушение обязанностей, предусмотренных Уставом и Правилами внутреннего распорядка университета.
2.2. Отчисление по собственному желанию производится приказом ректора в срок не более двух недель с момента подачи студентом заявления.
2.3. Отчисление студента за нарушение обязанностей, предусмотренных Уставом и Правилами внутреннего распорядка университета, производится приказом ректора с учетом мнения профсоюзной студенческой организации.
2.4. При отчислении студента из университета ему выдается академическая справка установленной формы и находившийся в личном деле подлинник документа об образовании с оставлением в деле его копии. Бланки академических справок хранятся в университете как документы строгой отчетности и регистрируются при выдаче. 3.

Восстановление в число студентов

3.1. Лица, отчисленные из университета или другого вуза, имеют право обратиться в университет с заявлением о восстановлении независимо от причины отчисления, курса, с которого отчислены, продолжительности перерыва в обучении, наличия трудового стажа. К заявлению о восстановлении прилагается академическая справка.
Определяющим условием восстановления в число студентов является возможность успешного продолжения обучения; декан своим распоряжением может создавать комиссии по рассмотрению вопросов восстановления. Лица, отчисленные по инициативе администрации, могут быть восстановлены на дневную форму обучения, как правило, не ранее 10 месяцев после отчисления.
3.2. Заявления о восстановлении рассматриваются не позднее чем в двухнедельный срок; при положительном решении деканом устанавливаются порядок и сроки ликвидации академической задолженности или расхождений в учебных планах и программах (как правило, до начала учебных занятий на соответствующем курсе); при отрицательном - сообщается причина отказа.
3.3. Восстановление лиц, ранее обучавшихся в университете, производится по представлению декана приказом ректора (проректора) университета. Восстановление лиц, ранее обучавшихся в других вузах, производится по представлению декана приказом ректора. При этом не требуется согласие вуза (факультета), в котором ранее обучался студент.
3.4. Восстановление производится, как правило, в период зимних и летних каникул.  
Перечень диссертационных советов в Мордовском государственном университете (специальности защиты)

Докторские
06.02.02 "Крмление сельскохозяйственных животных и технология кормов"
06.02.04 "Частная зоотехия, технология производства продуктов животноводства"
08.00.05 "Экономика и управление народным хозяйством"
14.00.02 "Анатомия человека"
14.00.23 "Гистология, цитология и эмбриология"

Кандидатские
05.20.01 "Механизация сельскохозяйственного производства"
05.20.03 "Эксплуатация, восстановление и ремонт сельскохозяйственной техники"
07.00.02 "Отечественная история"
07.00.07 "Этнография, этнология и антропология"
09.00.05 "Этика"
09.00.11 "Социальная философия"
10.02.07 "Финно-угорские и самодийские языки"
14.00.16 "Патологическая физиология"
14.00.27 "Хирургия"
16.00.02 "Патология, онкология и морфология животных"
22.00.05 "Политическая социология"

Основные направления научных исследований Мордовского государственного университета

- Автоматизация и электронизация технологических процессов и оборудования, совершенствование технологии и методов контроля изделий электронной техники.
- Повышение эффективности светотехнических установок, световых приборов, источников света и технологии их производства.
- Долговечность и эксплуатационная надежность строительных конструкций зданий и сооружений.
- Проблемы автоматизации проектирования и расчета металлорежущих станков.
- Совершенствование технологий механизированных сельскохозяйственных работ, конструкций машин, систем их обслуживания и ремонта.
- Разработка энергосберегающих технологий и контролирующих систем.
- Исследование физических свойств, структуры твердых тел и создание на их основе материалов с заданными свойствами. Разработка и конструирование цифровых систем связи.
- Методы сравнения в нелинейном анализе и теории управления. Гидродинамика магнитных жидкостей.
- Повышение эффективности светоизлучающих систем на основе использования перспективных способов генерирования оптического излучения, новых материалов и технологий.
- Разработка новых методов синтеза органических и неорганических соединений, моделирование экологически чистых технологических процессов.
- Исследование обменных процессов в природе в целях создания биотехнологий в агропромышленном комплексе.
- Обмен веществ, энергии в природе, разработка интенсивных технологий производства сельскохозяйственной продукции.
- Оптимизация комплексного воздействия естественного и искусственного оптического излучения на живые организмы.
- Экологические аспекты рационального использования биологических ресурсов.
- Картографо-геодезическое обеспечение регионального народо-хозяйственного мониторинга Республики Мордовия.
- Физиология и патология сердечно-сосудистой системы. Исследование краевой патологии и разработка методологии формирования региональных программ повышения уровня здоровья населения.
- Разработка вопросов комплексного экологического, экономического и социального развития регионов Российской Федерации.
- Методологические, теоретические и прикладные проблемы регионологии.
- Социально-экономические и этнокультурные процессы на территории Среднего Поволжья.
- Проблемы управления и эффективности производственных систем в условиях рыночной экономики.
- Повышение экономической и социальной эффективности интенсификации агропромышленного производства в условиях рыночной экономики.
- Разработка и адаптация современных информационных технологий в интересах образования, науки и производства.
- Проблемы социальной защиты личности и совершенствование самоуправления в правовом государстве.
- Проблемы истории, литературы и языковых процессов финно-угорских народов.